Компании, работающие в не регулируемой государством части финансового рынка и предоставляющие краткосрочные займы на несколько дней под высокие ставки, не смогут рекламировать свои услуги в газетах, на радио и телевидении. Соответствующие поправки по ограничению роста «серого» рынка финансовых услуг планируется представить правительству уже на следующей неделе. Полностью проблему это не решит, указывают эксперты, но в будущем не исключен запрет и на использование других рекламных каналов.

О том, что поправки, разработанные Минфином и ФСФР и направленные на поддержку регулируемой части рынка микрофинансирования, могут быть внесены в правительство уже на следующей неделе, «Ъ» рассказали несколько источников на финансовом рынке. «Законопроект уже согласован с большинством профильных ведомств и готов к внесению в правительство на следующей или через неделю»,— уточнил один из собеседников «Ъ». По его словам, в последней редакции поправок Федеральная антимонопольная служба (ФАС), участвовавшая в согласовании законопроекта, скорректировала нормы, ограничивающие рекламу финансовых услуг компаниями и лицами, работающими в нерегулируемых сегментах рынка, то есть не являющихся кредитными, микрофинансовыми организациями (МФО), кредитно-потребительскими кооперативами (КПК) и т. п.

«Первоначально в законопроекте запрещалась любая реклама услуг компаний, не регулируемых законами, то есть не зарегистрированных в качестве банков, КПК, МФО и др.,— пояснила начальник отдела рынка банковских услуг ФАС Ольга Сергеева.— Однако сама деятельность по выдаче займов в России разрешена, поэтому вводить полный запрет на ее рекламу некорректно». В результате, по ее словам, было принято решение запретить рекламу услуг по предоставлению займов участниками нерегулируемого финансового рынка в теле- и радиопрограммах, а также в периодических печатных изданиях. Таким образом, по замыслу разработчиков поправок, участники «серого» сегмента рынка финансовых услуг не смогут продвигать свои предложения в массовых рекламных каналах, уровень доверия к которым выше, чем к наружной рекламе.

Впрочем, по мнению участников рынка, эти ограничения слишком мягкие, да и с их введением разработчики несколько опоздали. «Объем «серого» рынка уже превышает объем регулируемого как минимум в два раза»,— констатирует президент УК «Центр микрофинансирования» Павел Сигал. Если говорить только о микрозаймах, то с учетом того что совокупный портфель займов, выданных МФО, зарегистрированными в реестре ФСФР, на конец 2011 года составлял 36 млрд руб., а за первое полугодие этого года, по оценкам Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), вырос как минимум на 25% (до 45 млрд руб.— «Ъ»), то рынок займов, выданных многочисленными ООО, работающими в никем не регулируемом сегменте, может составлять около 80 млрд руб.

При этом основные каналы распространения рекламы на нерегулируемом рынке финансовых услуг — вовсе не телевидение, радио или федеральная пресса, а листовки в общественных местах и интернет, указывают эксперты. «Для подавляющего большинства организаций, выдающих займы и не имеющих государственного регулятора, запрещенные ФАС рекламные каналы и так слишком дороги,— говорит гендиректор агентства PR Partner Инна Алексеева.— По сути, ограничение коснется только рекламы в бесплатных или недорогих массовых газетах, однако, учитывая значительно больший объем рекламы, размещенной в общественных местах, вряд ли это ограничит расширение бизнеса «серых» МФО». Контролировать исполнение закона, запрещающего таким компаниям и лицам всю рекламу, было бы невозможно с технологической точки зрения, возражает президент НАУМИР Михаил Мамута: «Поправки же, пусть и в смягченном виде, дадут возможность СМИ официально отказывать в размещении рекламы «серым» кредиторам, а также приведут к постепенной маргинализации рынка «серого» кредитования, так как доверие населения к объявлениям на столбах ниже, чем к СМИ». «Значительным шагом в борьбе с «серыми» кредиторами» считают текущие поправки и в ФСФР. Более того, как пояснили в пресс-службе ведомства, в дальнейшем оно будет рассматривать возможность запрета рекламы незарегистрированных МФО и КПК и по остальным рекламным каналам.