В распоряжении «Ведомостей» оказались предложения ВЭБа по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Главная цель схемы — создать условия для софинансирования проектов за счет находящихся в ВЭБе пенсионных накоплений. А вложить, по расчетам госкорпорации, можно около 800 млрд руб. (по данным ВЭБа на 1 июля, он управлял 1,4 трлн руб. пенсионных накоплений). Правда, для этого нужно создать юридические и экономические условия.

По мнению госкорпорации, проекты должны быть структурированы в виде концессии. Поэтому нужны поправки, которые позволят инфраструктурным монополиям (РЖД и ФСК) привлекать концессионеров, заключая с ними контракты жизненного цикла, как делает «Автодор» (частник строит и содержит дорогу, получая эксплуатационный платеж). Объем частных инвестиций может составить до 240 млрд руб. — 30% от доступных для инвестирования пенсионных накоплений.

Куда сложнее создать экономические условия — доходность проектов должна быть на 2 п. п. выше инфляции. ВЭБ предлагает следующую схему. Фонд национального благосостояния размещает в ВЭБе депозит под 4—6%. Из этих денег госкорпорация будет предоставлять льготные кредиты. Чтобы использовать все 800 млрд руб., депозит должен составлять 400 млрд, подсчитали в госкорпорации: соотношение займов ВЭБа и пенсионных накоплений — 1:2. Таким образом, общий объем поддержки инвесторов составит 1,2 трлн руб.

В предложениях ВЭБа есть и оценка — сколько с помощью такого механизма можно привлечь частных средств — 300—600 млрд руб. (соотношение собственного и долгового финансирования 1:4—1:2). Значительную часть этой суммы могут дать фонды, работающие с участием ВЭБа, говорится в документе: российско-китайский инвестфонд (объем обязательств — $4 млрд) и Macquarie Renaissance Infrastructure Fund L. P. ($1,5 млрд).

Еще один источник средств — инвестфонд (бюджетные ассигнования в 2012 г. — 37,9 млрд руб.). Но ВЭБ предлагает его реформировать: сократить прямые расходы бюджета, внедрив систему финансирования инвестиций за счет будущих налоговых доходов. Такая схема несет в себе риски для бюджета, признают в ВЭБе, поэтому нужна страховка за счет средств резервного фонда — до 30% от его объема (586 млрд руб. исходя из данных на 1 сентября). Таким образом, поддержка вырастает до 1,786 трлн руб. при отсутствии прямых госрасходов.

Предложения разработаны Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона («дочка» ВЭБа) и одобрены его советом директоров, объяснил директор центра государственно-частного партнерства ВЭБа Александр Баженов. По его словам, предложения направлены в рабочую группу, которая занимается организацией заседания Госсовета по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Оно запланировано на конец октября, сообщил сотрудник администрации президента.

Для правительства поддержка Дальнего Востока — приоритет, говорит сотрудник аппарата правительства, поэтому и создано отдельное министерство. Когда министр Виктор Ишаев решит организационные вопросы, он поставит вопрос о финансировании региона, обещает собеседник «Ведомостей». По его словам, в правительстве еще не ознакомились с предложениями ВЭБа. Не видели их еще и в Минфине, говорит его сотрудник. Запрос в Министерство Дальнего Востока остался без ответа.

Часть предложений Ишаев обнародовал в выходные: нужно освободить новые предприятия региона от налогов на прибыль, на имущество, на землю и от НДС на срок окупаемости проектов (цитата по «РИА Новости»).

Уникальные подходы для финансирования Дальнего Востока оправданны, считает директор Института инноваций инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина: инфраструктура в худшем состоянии, чем в других регионах, нужны инвестиции.

Готов к проектам

ВЭБ уже участвует в дальневосточных инвестпроектах. Капвложения с его участием превышают 250 млрд руб. В 2011 г. ВЭБ зарегистрировал специальный фонд с капиталом в 500 млн руб. По словам чиновника аппарата правительства, ВЭБ обратился с просьбой о докапитализации фонда в размере 16 млрд руб. Фонд совместно с Хабаровским аэропортом планируют привлечь 10 млрд руб. внебюджетных средств на создание Дальневосточного аэропортового межрегионального холдинга; соглашение о сотрудничестве они подписали в субботу.