Сорос уверен, что один только упор на жесткую бюджетную политику, проведения которой Германия требует от периферийных стран еврозоны, усиливает дефляционную спираль и разделение стран на должников и кредиторов. В результате такой политики двухуровневая структура еврозоны может стать постоянной, опасается он.

Экономика еврозоны не растет с прошлого года. В IV квартале 2011 г. ВВП сократился на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, в I квартале этого года рост был нулевым, во II квартале — снова спад на 0,2% (и на 0,5% по отношению к предыдущему кварталу). Экономики Германии и ряда других стран центральной и северной Европы (например, Австрии, Нидерландов, Финляндии) находятся в гораздо лучшем состоянии, чем экономики южных стран — Греции, где спад длится уже не первый год, а также Португалии, Испании, Италии. Германия, которая предоставляет основные средства находящимся в кризисе странам и антикризисным фондам валютного союза, требует от заемщиков радикальных мер по урезанию госрасходов, чтобы сократить бюджетный дефицит и долг.

Чтобы предотвратить усиление конфронтации между кредиторами и должниками, необходимо, по мысли Сороса, создать полноценное Европейское фискальное управление (EFA), которое примет на себя риски по всем государственным облигациям, которые покупает Европейский центральный банк. Для этого EFA необходимо передать средства антикризисных фондов — 440 млрд евро из Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) и 500 млрд евро из Европейского стабилизационного механизма (ESM) — и превратить его в фонд по сокращению долгов. Он скупит все долги стран еврозоны, превышающие 60% ВВП, а затем выпустит общеевропейские облигации. ЕЦБ будет принимать их в качестве обеспечения как бумаги высшего качества, и они будут привлекательны для инвесторов, считает Сорос. «На депозитах ЕЦБ с нулевой ставкой лежит около 700 млрд евро. Вместо того, чтобы держать эти деньги в ЕЦБ, банки вложат их в эти облигации, доходность которых будет выше нуля», — говорит Сорос.

Подобную схему ранее предлагал и комитет экономических советников при правительстве Германии, однако канцлер Ангела Меркель и министр финансов Вольфганг Шойбле неоднократно заявляли, что выпуск совместных еврооблигаций приведет к росту заимствований для самой Германии и что сделать это можно будет только после создания полноценного фискального союза, который обеспечит выполнение бюджетных норм всеми странами.

Если снять со стран долговое бремя и необходимость годами резать бюджет, можно будет добиться позитивной динамики экономического роста, полагает Сорос. Правда, возрастет и инфляционное давление, признает он. Целью должен стать номинальный рост ВВП еврозоны по крайней мере на 5% в год, а Бундесбанку придется на некоторое время смириться с более высокими темпами инфляции, считает Сорос. Но без перспектив экономического роста страны-должники не смогут выбраться из дефляционной спирали и в конце концов будут вынуждены объявить дефолт, уверен инвестор.

Обнародованное на прошлой неделе решение ЕЦБ выкупать гособлигации проблемных стран на вторичном рынке он считает правильным, но недостаточным для окончательного разрешения кризиса.

Сорос готов к тому, что в Германии его будут критиковать и заявлять, что он говорит с позиции финансового спекулянта. «Но я не только спекулянт. Я ведь фактически отошел от дел. И считаю, что могу говорить с высоты прожитых лет», — сказал он. В 2011 г. управляющая компания Сороса Soros Fund Management вернула деньги инвесторам и преобразовалась в семейный инвестиционный офис. Активами управляют сыновья Сороса Джонатан и Роберт. После закрытия фонда для сторонних инвесторов у семьи Сороса оставалось $24,5 млрд собственных средств.