JP Morgan и Citigroup урежут бонусы своих руководителей — банки больше не могут позволить себе многомиллиардных премий. В прошлом году на рискованных сделках крупнейшие кредитные организации США потеряли более 4 млрд долларов. Тем временем движение Occupy Wall Street недавно отметило свою годовщину. Российских банкиров этот тренд вряд ли коснется.

Руководство двух крупнейших банков на Уолл-стрит останется без части своих традиционных премий. Бонусы — это типичный для банкиров способ участвовать в прибыли своей организации, это отражение эффективности их работы. Не удивительно, что JP Morgan и Citigroup решили урезать премиальные своим лучшим сотрудникам — весь прошлый год банки несли существенные потери от безответственных сделок.

Только в прошлом году JP Morgan потеряли на недоброкачественных операциях более $4 млрд. В первую очередь сократят ежегодные премии главе банка Джеймсу Димону и другим членам правления. Но все же до крайности выплаты урезать не станут, так как зарплата топ-банкиров как раз в основном состоит из премий. По данным Wall Street Journal, в 2011 году Димон получил $23 млн бонусов — эта сумма составила 90% его зарплаты.

В свою очередь Citigroup, третий по величине банк на Уолл-стрит, будет вносить изменения в свой план по стимулированию топ-менеджеров, который должен быть утвержден этой осенью. Весной акционеры Citigroup уже урезали премиальный пакет для руководства на $15 млн. Для разработки новой системы поощрения банк решил нанять специального консультанта.

Затянуть потуже пояс придется не только американским банкирам — Deutsche Bank тоже собирается реформировать свою систему премиальных выплат. Как пишет Der Spiegel, банкам стоит не только экономить на бонусах, но и в целом менять систему, отказываясь от собственной прибыли в пользу клиентов. Определенные шаги к этому уже были сделано — в прошлом году Йозеф Аккерман, глава Deutsche Bank, сократил премии на 17%.

Эксперты считают такое положение дел вполне естественным. «Если банки не выходят на ожидаемый уровень прибыли, то они вполне вправе урезать премии. Логично, что если при заключении удачных и прибыльных сделок банкир получает бонус, то при убыточных операциях он должен этого бонуса не получить. Руководство должно отвечать за свои действия», — считает Иван Манаенко, аналитик ИК «Велес-Капитал».

В то же время в том, что правления банков лишились премий, виновата и негативная обстановка в мировой экономике. Долговой кризис Европы продолжает оказывать влияние на финансовую систему Америки и, в свою очередь, тоже лишает финансистов США части возможных прибылей.

Однако эксперты утверждают, что говорить о каких-то существенных проблемах преждевременно. «Назвать положение американской финансовой системы бедственным язык не поворачивается. Например, чистая прибыль у того же JP Morgan Chase & Co за 2011 год составила $19,0 млрд, за 1 полугодие 2012 года — $9,9 млрд. Чтобы мы все так бедствовали, однако», — говорит Максим Осадчий, аналитик «БКФ».

Примечательно, что, по мнению аналитиков, в российской банковской системе взаимосвязь «эффективность-бонус» практически отсутствует. Премии в кредитных организациях России почти не зависят от результатов деятельности, особенно в госбанках. Так что российских банкиров не постигнет участь их зарубежных коллег.